Анализируются проблемы, связанные с практической реализацией права национальных меньшинств на политическое самоопределение: кто определяет, какие общности имеют право на самоопределение; каков механизм принятия решения о политическом самоопределении; какую роль в процессах самоопределения играют этнические элиты — «этнические антрепренеры»; каковы способы разрешения противоречия между правом народов на самоопределение и принципом территориальной целостности государств; какую роль играют внешние политические акторы в признании/непризнании результатов национального самоопределения и др. Автор приходит к выводу, что конфликты на почве политического самоопределения, как правило, приводят к дестабилизации обстановки во многих регионах мира, подрывают стремление к демократии, а политические институты самоопределения и даже автономии могут препятствовать движению к ней. Поэтому речь должна идти прежде всего о выборе форм и пределов реализации права на самоопределение. Однако в любом случае национальные меньшинства должны получить гарантии того, что закон будет к ним беспристрастен, а их интересы в таких сферах, как сохранение языка, определение содержания школьных программ, распределение ресурсов, возможность получения работы и т.д., будут реализованы.